Нужна ли защита конфиденциальной информации предпринимателю?
Проекты и заказы, выполняемые предпринимателями из таких отраслей, как технологическая, производственная, IT или химическая, автомобильная, энергетическая, топливная и другие, зачастую требуют применения узкоспециализированных знаний, применения передовых технологий и ноу-хау. Эти знания, являющиеся ценной ценностью предприятия, часто приобретаются в процессе многолетних разработок и в ходе дорогостоящих исследований. Поэтому важно поставить вопрос о том, как защитить эту ценность как конфиденциальная информация, а также с целью ее дальнейшего использования или продажи или предоставления права пользования в определенных пределах или передачи другому предприятию.
Под коммерческой тайной понимается техническая, технологическая, организационная информация предприятия или иная информация, имеющая экономическое значение, нераскрытая для общественности, в отношении которой предприниматель принял необходимые меры для сохранения ее конфиденциальности. Недобросовестной конкуренцией является передача, разглашение или использование чужих сведений, составляющих коммерческую тайну, либо получение их от неуполномоченного лица, если это угрожает интересам предпринимателя или нарушает их.
Конфиденциальную информацию по характеру сведений, составляющих тайну, можно разделить на:
1) коммерческую или организационную тайну (списки клиентов, данные о поставщиках, расчеты цен, маркетинговая стратегия, методы проведения рекламных кампаний) и
2) промышленная тайна (широко понимаемые знания технологические, например важные для производственного процесса, например: конструкция машин, технические чертежи, технологические данные, используемые в процессе производства данного продукта — рецептуры, химический состав).
Концепция ноу-хау
Ноу-хау – это сочетание знаний и опыта, полученных предпринимателем. Ноу-хау – это, как правило, непатентоспособная практическая информация, полученная в результате опыта и исследований, которая:
1) засекречена, т.е. не является общеизвестной или легкодоступной,
2) важна и полезна с точки зрения производства продукта (производства),
3 ) идентифицированы, то есть описаны достаточно понятным образом, чтобы можно было проверить, соответствуют ли они критериям конфиденциальности и релевантности.
Всякое ноу-хау является коммерческой тайной, но не всякая коммерческая тайна является ноу-хау. Источниками ноу-хау являются технические, коммерческие, финансовые, административные и организационные процессы. Эта информация обычно имеет конкретное экономическое значение, и ее обладание позволяет или, по крайней мере, облегчает решение задач в производстве, развитии услуг или в организации предприятия.
Необходимая защита
Несомненно, коммерческая тайна и ноу-хау составляют для компании стратегическую ценность, в том числе и с точки зрения ее конкурентоспособности. Поэтому важно, чтобы предприниматель принимал необходимые меры для защиты как информации, составляющей коммерческую тайну, так и ноу-хау. Необходимо определить информацию и знания, которые должны быть защищены, а затем систематически обновлять подготовленную инвентаризацию. Эффективная защита ноу-хау также требует реализации соответствующих технических мер безопасности и процедур для сохранения ноу-хау предпринимателя в тайне.
Однако при разработке методов защиты конфиденциальной информации ФСБ защита также оправдано знать, составляют ли данная информация, процесс, знание коммерческую тайну или ноу-хау. Кроме того, следует помнить и о том, что терпимость, согласие на некоторое ущемление прав данного предпринимателя другими предпринимателями нередко имеет негативные последствия для пассивного предпринимателя, а акт обнародования уничтожает предмет защиты. Также возрастает потребность в ноу-хау, например, в виде возможности выдачи лицензии на его использование другими предпринимателями. Поэтому тем более оправдана его защита с целью получения выгоды, например, в рамках предоставления лицензии на защиту конфиденциальной информации ФСБ.